юридическая энциклопедия

Договор О Морской Перевозке Груза

Догов. ор, по которому перевозчик или фрахтовщик обязуется перевезти вверенный ему отправителем груз в порт назначения и выдать его управо отказаться от приема к перевозке груза, который нуждается в специальной таре и упаковке для предохранения от утраты, недостачи и повреждения, но, тем не менее, предъявлен к перевозке без такой тары, в таре неисправной или поврежденной; б) право по истечении контрсталийного времени отправить судно в плавание, если даже весь условленный груз не погружен на судно по причинам, не зависящим от перевозчика. При этом он сохраняет право выдать груз в порту назначения лицу, легитимированному коносаментом; ж) правомоченному коносаментом лицу.

КТМ уделяет большое внимание вопросу об ответственности перевозчика за нарушение Д. о м. п. г. По общему правилу перевозчик отвечает за утрату, недостачу и повреждение принятого к перевозке груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение произошли не по его вине, в частности вследствие: а) непреодолимой силы;

Б) опасностей и случайностей на море и в других судоходных врдах: в) спасания человеческих жизней, судов и грузов;

Г) пожара, возникшего не по вине перевозчика; д) действий или распоряжений властей (задержание, арест, карантин и т. д. ); е) военных действий и народных волнений; ж) действий или упущений отправителя или получателя:з) скрытых недостатков груза, его свойств или естественной убыли; и) незаметных по наружному виду недостатков тары и упаковки груза или сплотки леса в плоту;

К) недостаточности или неясности марок: л) забастовок или иных обстоятельств, вызвавших приостановление или ограничение работы полностью или частично.

Данные правила применяются с момента принятия груза к перевозке до момента его выдачи.

Д. о м. п. г. прекращается вне зависимости от воли сторон и без обязанности одной стороны возместить другой вызванные этим убытки, если после заключения договора и до отхода судна из места погрузки вследствие обстоятельств, не зависящих от сторон: а) судно погибнет или будет насильственно захвачено;

Б) судно будет признано негодным к плаванию; в)погибнет груз,индивидуально определенный; г) -погибнет груз, определяемый родовыми признаками, после сдачи его для погрузки, а отправитель не успеет сдать другой груз вместо погибшего.

Договор прекращается вследствие указанных обстоятельств и во время рейса, причем перевозчику причитается фрахт пропорционально фактически пройденному расстоянию, исходя из количества спасенного и сданного груза.

Каждая из сторон вправе отказаться от Д. о м. п. г. без возмещения другой стороне убытков в следующих возникших до отхода судна из места погрузки случаях:

А) военных или иных действий, могущих угрожать опасностью захвата судна или груза; б) блокады места отправления или места назначения груза: в) задержания судна по распоряжению властей по причинам, не зависящим от той или другой стороны по договору; г) привлечения судна для специальных надобностей государства; д) запрещения органами власти вывоза из места отправления или ввоза в место назначения груза, который предназначен к перевозке. То же право: Учебник для морских академий. М. , 1994; Жудро А. К. , Джа-вад Ю. Х. Морское право. Одесса, 1913; Типовые чартера для фрахтования морских судов и комментарий к ним/Под ред. Б. В. Амброжис. М. -Л. , 1936.

Ануфриева Л. П.

Hosted by uCoz