юридическая энциклопедия

Гоббс (hobbes) Томас (1588

Английский философ-материалист, теоретик политического абсолютизма. выступавший за неограниченную власть государства.

Родился в г. Мальмсбери в Англии. Окончил один из колледжей Оксфордского университета в 1608 г. Получил степень бакалавра искусств. Служил гувернером в аристократическом семействе У. Кавендиша. Мировоззрение Г. сложилось под влиянием английской буржуазной революции XVII в. С 1640г. находился в эмиграции во Франции. В 1651 г. вернулся в Англию. Пытался идеологически обосновать политику Кромвеля. Большое влияние на Г. оказали беседы с Бэконом и сочинения Галилея, Гассен-ди, Декарта. Г. считается одним из основоположников социологии,творцом "политической науки", непримиримым критиком церковных установлений,врагом религиозного фанатизма. Понятие "гоб-бизм" стало в XVII в. синонимом неприятия официальной религии и церкви.

Политико-юридическая доктрина Г. содержится в его трудах: "Философское начало учения о гражданине" (1642), "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского" (1651), "Элементы закона" (1640), "О человеке" (1658), "О гражданине" (1642). Правовые взгляды Г. сформировались в ходе критического осмысления учений (Аристотеля, Г. Греция и др. ). Возникновение общества и законодательства Г. рассматривает с естественно-право на все". Но человек - существо эгоистическое, полное страха и жадности, отсюда вывод - "человек человеку волк". Иметь "право (jus) различаются между собой так же, как обязательство и свобода. Естественные законы не могут заставить человека им следовать. Нужна сила. И эта сила - абсолютная власть, которая издает гражданские законы. Естественные законы опираются на разум, гражданские - на силу. Но по содержанию они одинаковы. Гражданские законы - это те же естественные законы, но только подкрепленные силой государства. Их нельзя отменять или изменять простыми решениями законодателей.

Г. целенаправленно ставил гражданские

Законы в зависимость от естественных, чтобы деятельность государства направлялась на развитие новых буржуазных отношений.

В целом теория естественного права в XVII в. использовалась буржуазией в борьбе против феодализма, за установление прогрессивных для того времени порядков.

По мнению Г. . государство появилось в результате общественного договора. Для образования государства, по Г. , необходимо согласие людей и их единство, при котором правовых явлений Г. применил аналогию между государством и человеческим организмом. Суверен - душа государства, тайные агенты - глаза государства и т. д. Гражданский мир сравнивался со здоровьем, а войны - с болезнью государства, а затем его гибелью. Это положение позволило Г. обосновать единство государства и политической власти. Кроме того, он подходил к государству еще и как к "искусственному человеку" - механизму-автомату, созданному людьми. Это положение Г. исходило из его понимания природы. Все существующее в природе устроено по типу механизма. После Г. в западноевропейской науке о государстве и праве утверждается понимание государства как машины. Это связано с бурным развитием естественных наук в XVII в.

Многие политические и экономические идеи Г. получили дальнейшее развитие у Дж. Локка и А. Смита. Идеи Г. оказали влияние на политическое мышление Спинозы, на классическую немецкую философию и прежде всего на Канта.

Соч. : Гоббс Т. Сочинение. В 2 т. М. ,

1989, 1991; The English works, V. I-11. L, 1838-1845; в рус. пер. - Избр. произв. Т. 1-2. М. , 1964.

Лит. : Мееровский Б. В. Гоббс. М. ,

1975;Ческис А. А. Томас Гоббс. М. , 1929;

Tonnies F. Th. Hobbes, Stuttg. , 1925;

Polin R. Politique et Philosophic chez Th. Hobbes. P. , 1952.

Тимошевская А. Д.

Hosted by uCoz