юридическая энциклопедия

Правосознание

Сфера общественного, группового и индивидуального сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву и практике его применения, правовых установок и ценностных ориентации, регулирующих человеческое поведение в юридически значимых ситуациях. Специфика этой сферы общественного сознания - правовое опосредование и осознание социальных явлений, соотнесение их с правовыми требованиями, с представлениями о необходимости и границах правового регулирования. В любом акте правового поведения обязательно проявляется правосознание действующего лица. Оно может характеризоваться знанием или незнанием конкретной нормы права, различной степенью авторитета государственной власти, закона, деятельности органов правоохраны в глазах индивида, солидарностью с действующими правовыми запретами и правовыми санкциями за их нарушение или же с негативным отношением к тому и другому.

Правосознание относится к числу явлений, которые не могут быть раскрыты в какой-то одной системе представлений. Необходимо по меньшей мере несколько сечений, позволяющих обнажить его структуру.

При исследовании правосознание с точки зрения предмета отражения выделяются сферы правосознание. соответствующие разным отраслям права и различным видам правовых отношений. правосознание как система представлений, идей, убеждений, установок и т. д. приобретает разное содержание в сфере гражданского, трудового, административного, уголовного, процессуального права. .

Структура правосознание. изучаемого с позиции глубины отражения правовых явлений. обнаруживает как бы два уровня: правосознание обыденное и правосознание теоретическое. Как известно, первое носит эмпирический характер, порождается повседневными условиями жизни людей, ограничивается непосредственными нуждами и сводится преимущественно к обиходным представлениям, оценкам, навыкам поведения, тогда как правосознание теоретическое стремится проникнуть в сущность явлений, познать их закономерность, выразить их в системе взглядов, концепций, теорий. При этом следует заметить, что неправомерно отождествлять обыденное правосознание с

Обывательским. Обыденное правосознание непосредственно вплетено в общественные отношения, в практическую деятельность, тогда как теоретическое служит практике конечными результатами, продуктами своего творчества, внедряя их в обыденное правосознание

По широте распространения правосознание характеризуется как массовое, специализированное, локальное. При рассмотрении правосознание с точки зрения его принадлежности определенным субъектам необходимо различать конкретных носителей и соответственно этому - правосознание общества, групп и индивидов.

В зависимости от способа отражения правовых явлений в правосознание различаются познавательная сфера (знания, идеи) - ее можно назвать правовоззрением - и социально-психологическая (переживания. установки и пр. ), или правовая психология. Усматривая в правосознание лишь рациональную сторону (знания, взгляды, идеи), нельзя понять его регулятивной функции, которая неосуществима без эмоционально-волевого компонента. Социально-правовая психология отнюдь не иррациональна и небезыдейна. Она обязательно включает идеологические и-иные правовоззренческие компоненты, но не в форме концепций, теорий, идей, взглядов,представлений,а в виде убеждений, верований, идеалов, установок, привычек, традиций. Определяя основное содержание правовой психологии, идеология становится действенной(или бездейственной) именно благодаря ей. Такая трактовка меняет подход к исследованию и оценке элементов правовой психологии, позволяет расставить правильные акценты в системе правового воспитания, которое не может сводиться к простой дидактике. В этом свете объяснимо противоправное поведение, которое порождается дефектами правосознание в той или иной его сфере.

Анализируя функциональную структуру и компоненты правосознание, следует вспомнить исходное положение психологической науки о единстве сознания и деятельности. Принцип деятельностного подхода в самой краткой формулировке состоит в том, что сознание формируется в процессе и в результате деятельности и проявляется (реализуется) в ней. Применительно к рассматриваемой про- блеме это означает, что структура правосознание может быть познана по результатам функционирования. Соответственно трем функциям правосознание - познавательной, оценочной и регулятивной - определяются основные функциональные компоненты правосознание Познавательной деятельности соответствует определенная сумма юридических знаний и умении, или правовая подготовка. Оценочной отвечает система мнений по юридическим вопросам, или оценочные отношения к праву и практике его применения. Наконец, регулятивная функция осуществляется за счет социально-правовых установок и ценностных ориентации.

В основе социально-приспособитель-ной деятельности людей лежит минимальная сумма знаний об объектах и объективных условиях такой деятельности. Это относится и к правовой сфере. Но правовая подготовка людей не исчерпывается их формальными юридическими знаниями. Необходимо учитывать уровень практического владения этими знаниями. Уровень правовых познаний и умение применять их на практике поддаются эмпирической проверке с относительной степенью достоверности.

Познавая действительность, люди не остаются равнодушными к полученным знаниям. Они соотносят их с прошлым опытом, потребностями, интересами, целями деятельности, т. е. оценивают. Оценка стоит между познанием и практикой. Это - всегда сравнение, в результате которого субъект выбирает как раз то, что соответствует потребностям и интересам, ценностям его сознания. Профильтрованные через личный опыт и правовую практику субъекта (группы, общества) познаваемые им стороны и явления правовой жизни точно так же вызывают к себе определенные отношения и, будучи значимыми для личности, приобретают известный смысл, квалифицируются как ценности. Подобная оценка есть "знание значения" предмета, поступка, явления, деятельности,которая включает в себя представление об объективных свойствах оцениваемых предметов и явлений. Поэтому оценивающая деятельность невозможна без познающей. В структуру правосознание входит четыре основных типа оценочных отношений:

А) к праву (его принципам, институтам и нормам); б) к правовому поведению людей; в) к правоохранительным органам и их деятельности: г)к собственному правовому поведению (правовая самооценка). Отношения к правовым ценностям выражаются в оценочных суждениях, которые могут быть выявлены эмпирическим исследованием. Разумеется, получаемые при этом оценки могут носить декларативный характер:контрастное, "черно-белое" изображение ценностных отношений в терминах "за" или "против" есть только бледная абстракция действительных отношений, богатых красками и полутонами. Поэтому сфера правовых оценок по сравнению с

Правовыми знаниями требует более сложных методик.

Однако сами по себе ценностные отношения как интеллектуально-эмоциональные образования без сил. играющих роль пусковых и движущих механизмов деятельности, еще не обладают способностью практической реализации. Такую роль выполняет волевой компонент, формирующий готовность действовать в определенном направлении. Включение этого компонента приводит к новым, теперь уже интеллектуально-эмоционально-волевым образованиям, социальным установкам. Под установкой понимается сформированная на основе прошлого опыта предрасположенность воспринимать и оценивать какой-либо объект определенным образом и готовность действовать в соответствии с этой оценкой. Динамический энергетический характер отличает установку от оценочного отношения, которое само по себе остается созерцательно-эмоциональным.

В своей совокупности установки организуются в систему ценностных ориентации. Ценностные ориентации - это устойчивая система установок. Доминирующие установки образуют направленность личности, определяют ее жизненную позицию и характеризуют содержательную сторону ценностных ориентации. . .

Таким образом,регулятивная функция правосознание осуществляется посредством правовых установок и ориентации,синтезирующих и стабилизирующих все иные источники правовой активности.

Лит. ;Ратинов А. Р. ,Ефремо-ва Г. Х. Правовая психология и преступное поведение. Красноярск, 1988; Криминологические проблемы правосознания и общественного мнения. М. -Прага, 1986; Лукашева Е. А. Социалистическое правосознание и законность. М. ,1973; Ефремова Г. Х. ,Ратинов А. Р. Правовая психология и преступность молодежи. М. , 1976.

Ефремова Г. Х. , Ратинов А. Р.

Hosted by uCoz