юридическая энциклопедия

Потребительское Право

Комплексная отрасль права, состоящая из норм различных отраслей права (административного, гражданского, уголовного и др. ), регулирующих отношения по удовлетворению материальных, культурных и иных потребностей граждан.

Различные нормы, защищающие интересы граждан от недобросовестных продавцов, существовали еще в римском праве. В дореволюционной России за обман потребителей могла наступить и уголовная ответственность. В начале 30-х гг. для защиты потребительских прав в Америке, Англии, а позднее и в других странах стали создаваться лиги покупателей (прообраз нынешнего общества потребителей). Основной целью этих организаций было формирование потребительской культуры, оказание воздействия как на изготовителей, так и на продавцов товаров. Для этого правление лиги составляло "белые списки" предпринимателей, которые соблюдают определенные принципы во взаимоотношениях с потребителями. Это было стимулом для других торговцев. Однако только общественного давления было явно недостаточно.

Официальным признанием необходимости создания системы государственного регулирования взаимоотношений с участием потребителей считается выступление президента США Дж. Кеннеди в Конгрессе США 15 марта 1961 г. Президент впервые сформулировал четыре основных права потребителей:право на гарантированный минимум отсутствует, поскольку не сочетается с рыночными отношениями. Во-вторых. различия законов состоят в разной степени детализации механизмов реализации закона. Примером могут служить законы РФ и Молдовы. Закон РФ подробно регламентирует все этапы реализации каждого из закрепленных им прав и не требует принятия дополнительных нормативных актов, тогда как Закон Молдовы содержит значительное количество отсылочных норм. О преимуществе первого подхода свидетельствует обширная судебная практика, которая дважды была предметом обсуждения на Пленуме ВС РФ. Третье различие связано с тем, что большинство стран СНГ предпочли возложить функции по защите прав потребителей на уже действующие структуры. Лишь в Беларуси были созданы специальные государственные правовые основы деятельности специального Государственного комитета по защите прав потребителей. Закон РФ предусматривает двухуровневую систему защиты потребителей: федеральными органами и специально создаваемыми органами при местной администрации. Аналогичная система предусмотрена в Грузии.

В связи с принятием Закона РФ о защите прав потребителей одной из существенных стала норма, запрещающая снижать гарантии прав потребителей по сравнению с установленными в Законе при принятии других нормативных актов, затрагивающих интересы последних. Не менее важна норма Закона, которая предоставила органы ГАК действуют во всех субъектах РФ. Федеральное подчинение дает им возможность быть независимыми в отношениях с местной властью. В более сложной ситуации находятся органы по защите прав потребителей. создаваемые при местных администрациях. Они действуют практически в каждом населенном пункте РФ. Практика показывает, что именно им приходится решать более 80% потребительских проблем. Еще одна новелла закона - возможность предъявления исков в интересах неопределенного круга потребителей. К сожалению, из-за несовершенства законодательных формулировок эта форма защиты интересов потребителей пока не получила должного распространения. Существенной гарантией защиты

Интересов потребителей стало закрепление в Законе широких прав за общественными объединениями потребителей, что позволяет им реально участвовать в формировании потребительской политики в государстве. Первые потребительские организации возникли в Санкт-Петербурге и Москве в 1988 г. В 1989 г. потребительские организации СССР объединились в Федерацию обществ потребителей СССР, которая после распада Союза была реорганизована в Международную конфедерацию обществ потребителей (КонфОП). Сегодня члены Кон-фОП - 8 национальных и более 60 региональных потребительских организаций стран СНГ. Их основная задача - предоставление потребителям достоверной информации о товарах и услугах, о правах и способах их защиты. Эта информация доводится до потребителей через специальные потребительские издания. Например, КонфОП выпускает журнал "Спрос". В своей деятельности объединения потребителей руководствуются принципами международного потребительского движения, в частности, не принимают спонсорских средств от государства и организаций бизнеса и не публикуют рекламу в своих изданиях, обеспечивая свою независимость от государства и бизнеса.

За годы становления потребительского законодательства в странах СНГ к потребителю привыкли относиться как к непрофессионалу во всем: в выборе товаров, в приобретении услуг, в защите своих интересов - и стали требовать от законодателя установления для торговли и сферы услуг жестких рамок деятельности. Именно поэтому их законодательство о защите прав потребителей - одно из самых жестких в мире. Для тех государств, в которых рыночные отношения только начинают складываться. это оправдано. Первая задача на данном этапе - насыщение рынка товарами; главная задача предпринимателей - накопление капитала. Однако В условиях, когда еще не сложилась культура рынка, то, что в других странах регулируется на уровне менталитета, при формировании рыночных отношений требует закрепления в законодательстве. Единственный барьер для проникновения на рынок некачественных и небезопасных товаров в этот период - жесткое потребительское законодательство. Далее наступает другой этап. Сегодня в ряде стран СНГ рынок уже насыщен товарами. Возникли фирмы, для которых одной из главных стратегических задач стало привлечение постоянных потребителей и, следовательно, создание

Прочной репутации. Потребители, пережившие первый шок вхождения в рынок, стали более осторожными в выборе товаров и в то же время более профессиональными в защите своих интересов. Появился целый слой людей, которые научились зарабатывать деньги, опираясь на положения Закона о защите прав потребителей. Жесткая законодательная регламентация поведения предпринимателя на этом этапе превращается в тормоз для развития нормальных рыночных отношений. Поэтому начинается некоторое "смягчение" законодательства. Все больше норм из разряда императивных, т. е. не дающих сторонам права выбора, переходят в сферу. договорных отношений. У предпринимателя появляются возможности привлекать потребителя не только и не столько ценами, сколько дополнительными услугами (по обслуживанию, доставке, гарантиям и т. п. ). Именно такое ослабление вмешательства государства во взаимоотношения между потребителями и предпринимателями произошло в 1996 г. при принятии новой редакции Закона о защите прав потребителей.

В дальнейшем должно произойти еще большее смягчение потребительского законодательства. Защита интересов потребителей станет выгодна предпринимателям. Будут создаваться и развиваться органы саморегулирования бизнеса, одной из основных целей которых станет создание и распространение правил (кодексов поведения), устанавливающих повышенные по сравнению с законодательством обязательства бизнеса по отношению к потребителям.

СоркД. М.

Hosted by uCoz